Строение мира Слово "шаман" имело еще одно определение: "тот, кто ходит между мирами". Это глубокая интерпретация, потому что она отождествляет шамана с иными видами реальности. Различные миры соприкасаются с обычным физическим миром, но остаются скрытыми от известных органов чувственного восприятия, так как существуют в других измерениях. Эти иные миры не могут быть достигнуты перелетами на огромные расстояния во внешнем Космосе за долгие периоды времени; их можно воспринимать лишь через проекцию на измерение внутреннего Космоса, где время практически не имеет значения.
Шаман делит мир на три мира (или сферы):
•Нижний (Ад)
•Средний (Земля)
•Верхний (Небо)
Шаманская техника по существу заключается в переходе из одной космической сферы в другую: с Земли на Небо или с Земли в Ад. Шаман знает тайну прорыва уровней. Переходы между космическими зонами возможны благодаря самой структуре Вселенной, которая задумана в виде трех этажей - Неба, Земли, Ада, - соединенных между собой серединной осью. Эта ось проходит, разумеется, через некое "отверстие", "дыру": именно через эту дыру боги нисходят на Землю, а умершие - в подземный мир; через нее же может в экстазе возноситься - или спускаться - и душа шамана во время путешествий на Небо или в Ад.
Ось Мира представлялась конкретными столбами, поддерживающими жилище, или одиночными сваями, которые именовались "Мировым Столпом". Центральный столб является характерным элементом жилищ. У основания столба складываются жертвы и читаются молитвы, ибо он открывает путь ко Всевышнему небесному Существу.
Идея космологической концепции трех соединенных между собой сфер распространена повсеместно, и основана она на вере в возможность непосредственной связи с Небом. Шаманы умеют возноситься через "центральное отверстие".
Другим мифическим образом "Центра Мира", который допускает связь между Землей и Небом, является Мировая Гора. Именно на такую Мировую гору взбирается во сне будущий шаман во время инициационной болезни, а позже посещает ее в своих экстатических путешествиях. Восхождение на гору всегда обозначает путешествие к Центру Мира.
К символизму Центральной Горы очень близок Символизм Мирового Древа. Иногда оба символа совпадают, но в большинстве случаев они дополняют друг друга. Однако и тот и другой являются лишь более утонченными мифическими формулами Космической Оси (Мирового Столпа и т. п.). Мировое Древо имеет принципиальное значение для шамана. Из его древесины шаман делает свой бубен, взбираясь на ритуальную березу, он, таким образом, попадает на вершину Мирового Древа; перед его юртой и внутри нее находятся копии этого Древа, они же изображены на его бубне.
Космологически
Мировое Древо возвышается в середине Земли, в ее "пупе", а его верхние ветви касаются Неба. Древо соединяет между собой три космические сферы. Мировое Древо становится, таким образом, Древом Жизни и Бессмертия. Обогащенное бесчисленными мифическими двойниками и дополняющими символами (Женщина, Источник, Молоко, Животные, Фрукты и т. п.), Мировое Древо всегда предстает перед нами как истинное хранилище жизни и хозяин судеб.
Древо Жизни является высшим организационным принципом Космоса. Это огромное дерево своими корнями уходит в центр Земли: подземный мир, или царство мертвых. Туда путешествуют шаманы, желая восставить утраченное знание или общаться с умершими предками. В этом месте шаманы также получают информацию о целительстве. Эти пространства подземного мира известны как хранилище инстинктов и знаний, необходимых для выживания на физическом уровне. Путешествовать в эти земли без проводника или союзника не стоит, там вас могут поджидать опасности.
Ствол Древа Жизни располагается в Срединном Мире, или в землях обыденной реальности. В этих землях находятся ответы на повседневные проблемы. Ствол Древа Жизни считается квадратным, располагающимся в соответствии с четырьмя сторонами света. Четыре стороны света соотносятся с четырьмя сезонами. Восток — с весной и рождением всего живого, Юг — с летом, солнцем, движением наружу и плодородием, Запад — с осенью, завершенностью, смертью и преобразованием, Север — с зимой, созерцанием, зарождением и возрождением.
Ветви Древа Жизни простираются в Верховном Мире, в землях вдохновения и провидения. Это сфера творчества, полета и безграничной свободы. Шаманы не отдают предпочтения ни одному из этих миров перед другими. Верховный мир ничем не лучше двух других. Каждый занимает свое место в Космосе, и пренебрегать каким-то из них считается глупостью. Каждая из земель предлагает свое, имеет свои характеристики и законы. Шаманы должны свободно перемещаться по всем мирам Дерева, чтобы знать, куда отправиться за информацией в нужное время. Любопытно, но карты шаманов разных народов практически идентичны.
Другая важнейшая структура, или карта, которой пользуются шаманы для установления порядка Вселенной и определение своего местопребывания, — это мандала, круг или магическое колесо. Магическое колесо сходно с Древом Жизни в том, что оно разделено на четыре части в соответствии с четырьмя сторонами света. Окружность и форма магического колеса приблизительно соответствует Срединному Миру. Небо над магическим колесом соответствует Верховному Миру, и Земля под колесом относится к Нижнему Миру.
Центр колеса — это центр Вселенной; все точки колеса, а также того, что под и над ним, передвигаясь, вращаются вокруг центра. С точки зрения шаманов, каждый человек занимает свое место на магическом колесе, или мандале. Это место указывает, где располагается каждый человек в каждый момент по отношению к собственному духовному центру. Это место не лучше и не хуже остальных, оно просто иное.
Вот почему с шаманской точки зрения, все люди равны, и раньше или позже находят свой центр. Достигая этого центра сознательно, человек получаете доступ ко всем точкам мандалы одновременно. Можно сказать, что каждый человек знает об одновременном пребывании в двух точках: о местонахождении своего физического «я» где-то на колесе и о расположении своего духовного «я» в его центре.
Чем лучше человек осознает центр, тем больше возможностей и силы ему доступна. Поэтому основная часть шаманской работы посвящена обретению равновесия и «центровке». Для этого магическое колесо, или мандала, — подходящий символ.
Все миры делятся на разные слои или уровни и населены множеством духов. Духов помощников у шамана может быть несколько, обычно таковые имеются в каждом из миров, куда ходит шаман.
Так же есть места, где контакт с духами более вероятен, т.к. в этих местах миры соприкасаются. Древние чувствовали эти места. Часто эти места были отмечены самой природой: родник, одинокое мощное дерево среди голой степи, перевал, необычные скалы или камни. Эти места в современном языке принято называть местами силы. В этих местах совершались и совершаются обряды и молитвы и эти места считаются до сих пор священными. Храм в шаманстве - это сама природа под открытым небом среди камней и лесов и рек.