* Туз — это Кетер, Монада, среда обитания верховного божества. Он превыше всех дуальных понятий и, в том числе, разделения на мужское и женское, на Короля и Королеву.
* Король в нашей сказке — это Йод из Йод-Хе-Вав-Хе, а обитель его — вторая сефира, Хокма. (Правда, голова его, подобно острому верхнему концу еврейской буквы Йод, достигает сефиры Кетер и проникает в нее. Но до тех пор, пока Король идентифицирует себя как Короля, он не осознает, что в действительности сущность его более возвышенна, и пребывает в убеждении, что Хокма — это и есть его дом.)
* Королева — это первая Хе из Йод-Хе-Вав-Хе, и ее обитель — третья сефира, Бина.
* Совершенно естественно, что эта королевская чета обитает выше Бездны, в сферах высшей триады сефирот. Как и положено добрым супругам, они соединяются друг с другом и становятся единой плотью, на мгновение погружаясь в экстаз этого единения (Кетер). Затем, выкурив космическую сигарету, Король поворачивается к стенке и засыпает. И вот, пока Король безмятежно похрапывает в Хокме, Королева осознает, что в тот краткий миг экстаза она зачала близнецов. Приходит срок, и она разрешается от бремени. Двое новорожденных (Принц и Принцесса) выпадают из материнской утробы и проваливаются вниз, под черту Бездны. Принц приземляется не слишком далеко от дворца высшей триады, но Принцесса не успевает вовремя затормозить и падает на самое дно, в Малкут.
* Юный Принц — это Вав из Йод-Хе-Вав-Хе. Он умный мальчик, и быстро наводит вокруг себя порядок, организуя четко управляемое княжество в шести сефирот — от четвертой по девятую. В каббалистической литературе эти шесть сефирот нередко именуются макрокосмом — «великим миром». Владения Принца охватывают все шесть сефирот макрокосма, однако его личная резиденция и главный штаб располагаются в шестой сефире, Тиферет. (Кстати говоря, на Древе Жизни нашей личности Принц — это не кто иной, как наш Священный Ангел-Хранитель. Смекаете, к чему мы клоним?)
* Принцесса — это конечная Хе из Йод-Хе-Вав-Хе. Она — в буквальном смысле пленница десятой сефиры, Малкут. В каббалистической литературе Малкут часто называют микрокосмом — «малым миром». Если бы Принцесса не проводила бoльшую часть своей жизни во сне, мы без труда бы заметили, что характер у нее весьма-таки сложный и противоречивый. Разумеется, она — дочь Короля и Королевы, но неким загадочным образом она принадлежит к более младшему поколению, чем ее брат-Принц. И несмотря на тесное родство, связывающее ее с Королем, Королевой и Принцем, магические гены ее настолько изменились и отдалились от генофонда остальной части семейства, что, доведись ей выйти замуж за своего брата-Принца, ни один суд по космическому семейному праву не объявит это инцестом.
Должно быть, вы уже догадались, что мы с вами и есть эта сказочная Принцесса. Мы почти беспробудно спим, не осознавая более масштабную духовную реальность, и при этом беспрестанно ворочаемся с боку на бок на ложе материального плана, пытаясь понять все на свете при помощи своих смехотворно несовершенных чувств и объяснить все на свете на своем смехотворно несовершенном языке. Обидно, не правда ли?
И тем не менее, все мы — почти в буквальном смысле слова — держим туза в рукаве. Да, Принцесса пребывает в самой нижней части Древа Жизни. Да, она изгнана из высших сфер, разлучена со своим братом-возлюбленным — Принцем, обитающим в своих макрокосмических владениях, — и заточена в микрокосмической гробнице материи. И тем не менее, Принцесса — это самый важный персонаж нашей мистической волшебной сказки.
Важность ее роли проистекает из того факта, что Принцесса — низшая из низших, а следовательно, подпадает под упомянутое мною в главе 8 «общее правило», гласящее, что «предельная степень Нисхождения в Материю — это команда к восстановлению в правах (redintegration) посредством Духа» . Ни у одного другого персонажа нашей сказки (за исключением непостижимой сингулярности Кетер/Туза) нет того, что есть у Принцессы, а именно — всего понемножку, абсолютно всего, от наивысшего до самого низшего. Как утверждал Прокл, «небо — на земле, но земным образом; <…> земля же — на небе, но небесным образом» .
У Принца — Священного Ангела-Хранителя — нет ни единой частицы низшего из низших. Он застрял на уровне менеджера среднего звена (хотя и в космических масштабах) и отчаянно нуждается в капле божественной ДНК Принцессы, чтобы в один прекрасный день переродиться Королем. От Принцессы ему требуется лишь один-единственный поцелуй — этого будет достаточно. Тогда он и сам пробудится и осознает, что он и есть Король, а Принцесса в свою очередь очнется в еще более полной мере и поймет, что она его невеста и жена — Королева. Новобрачные сольются в космическом оргазме, который взорвет и растопит лед чувства обособленности. И, по большому счету, Король (Хокма) и Королева (Бина) вновь исчезнут без следа на один вневременный миг, осознав, что они — не двое, а одно (Кетер).
В алхимических терминах, это экстатическое растворение Короля и Королевы — следствие влияния универсального растворителя (vitriol, аббревиатура латинской фразы, означающей: "Посети недра земли, очищением обретешь тайный камень"). Принцесса была тем самым сокровенным камнем, действительно погребенным в недрах земли, и она действительно очистилась, сочетавшись браком с Принцем и превратившись в Королеву, и так далее, до бесконечности.
И что же, после этого все стали жить долго и счастливо? Ну, в каком-то смысле, да.
Только вот, как ни печально, сразу же после этого весь цикл начинается с начала. Как только экстаз осознания единства сходит на нет, Королева вновь оказывается беременной. Король снова засыпает до тех пор, пока Королева не толкнет его под бок. А настроение толкнуть его под бок придет ей не раньше, чем она перестанет тревожиться за королевских детей и убедится, что они благополучно вернулись под родительский кров.
Эта история любви, немного отдающая кровосмешением, — и есть тайна Йод-Хе-Вав-Хе. Ток по цепи творения — переменный ток, вечно текущий в двух направлениях одновременно, — проходит именно таким образом: от Туза — к Принцессе, от Принцессы — к Тузу.
Надеюсь, что моя сказочка помогла вам чуть-чуть яснее представить себе механизмы действия этой универсальной формулы. Возможно, многим из вас даже покажется, что она получилась слишком детской. Что ж, если так, то давайте рассмотрим ее в другой версии — в версии Кроули, определенно более «взрослой» и, в конечном счете, гораздо более содержательной. Как мы узнали еще в главе 7, Кроули обожал использовать рискованные и кощунственные слова и образы для выражения совершенно здравых и благих духовных идей.
* Королева у Кроули — это «Блудница Вавилонская, Матерь Мерзостям»;
* Король у Кроули — «Зверь, Всеотец, Хаос»;
* Соитие Короля и Королевы у Кроули — это «Бабалон, оседлавшая Зверя»;
* Новобрачные Принц и Принцесса, возвращающиеся в родительский дом, — это у Кроули «Кровь Святых»;
* Королева у Кроули не просто радуется возвращению королевских детей, а закатывает настоящую пирушку и упивается «Кровью Святых»;
* Вместо Королевы, застенчиво толкающей Короля под бочок, у Кроули перед нами предстает Бабалон Великая во всем своем великолепном распутстве, «освежающая дряхлость Всеотца», а затем вновь «седлающая Зверя».
Еще раз напомню вам, что, рассуждая об этих персонажах, мы говорим о различных аспектах нашего собственного «я» и об уровнях сознания, достичь которых большинству из нас еще только предстоит. Если бы мы пробудились и увидели картину в целом, то осознали бы, что в этой космической сказке мы являемся одновременно и Тузом, и Королем, и Королевой, и Принцем, и Принцессой. Но мы все еще спим. Как говорит рабби Бен Клиффорд,
«…то “я”, которое вы принимаете за самого себя, — это вовсе не вы. Это всего лишь “я” вашего сновидения. На самом деле то “я”, которое вы считаете собой, — это сновидец, видящий сон о сновидце, которому снится сновидец, видящий сон. Вы — спящий Король вселенной, которому снится, что он Королева, уснувшая и видящая себя во сне Принцем, которому снится, что он — спящая Принцесса» .
Но в более личном смысле каждый из нас — это спящая Принцесса. Каждый из нас — невеста, ожидающая поцелуя нашего Принца (нашего Священного Ангела-Хранителя) и возвращения в свои духовные владения. Вспомним цитату из Кроули, приведенную в начале этой главы:
«Единственный Наивысший Ритуал — это достижение Познания и Собеседования со Священным Ангелом-Хранителем. При этом весь человек поднимается и вытягивается в вертикальную прямую линию. Любое отклонение от этой прямой линии грозит превратиться в черную магию. Любая другая операция — это черная магия».
Вертикальная прямая линия, о которой здесь идет речь, — это не что иное, как восхождение от 10-й сефиры, Малкут (сефиры микрокосма), к 6-й сефире, Тиферет (центральной сефире макрокосма). До тех пор, пока не свершилось это восхождение, до тех пор, пока мы не объединили свой микрокосм с макрокосмом Священного Ангела-Хранителя, у нас недостаточно козырей на руках. Мы недостаточно уравновешены, чтобы отличать добро от зла, а потому любой наш поступок может обернуться «черной магией».
Познание Священного Ангела-Хранителя и собеседование с ним Кроули обозначил особым магическим словом. Он несколько раз упоминает это слово в «Книге Тота», а Фрида Харрис включила его непосредственно в рисунок аркана «Колесница». Слово это символизирует союз чисел 5 и 6, где 5 — это символ микрокосма (малого мира с центром в Малкут, в каждом человеке, в Принцессе), а 6 — макрокосма (великого мира с центром в Тиферет, в Священном Ангеле-Хранителе). Это магическое слово — АБРАХАДАБРА. Оно состоит из пяти букв «А» и шести других букв.
Пока мы не отошли слишком далеко от нашей волшебной сказки, следует упомянуть еще одну очень важную деталь. Четыре персонажа вышеизложенной истории — Король, Королева, Принц и Принцесса. Точно такие же названия получили придворные карты в изначальной колоде Золотой Зари. В каждой масти имелся Король, восседающий на коне, Королева на троне, Принц на колеснице и Принцесса, стоящая на земле. Придворные карты колоды Тота располагаются таким же образом и носят те же названия — но за одним исключением. Кроули переименовал Короля в Рыцаря, дабы соблюсти условности жанра — «каббалистического романа». Попросту говоря, рыцарь сексуальнее короля.
В этом рыцарском романе космических масштабов конный рыцарь завоевывает королеву — дочь старого короля и замещает старого короля на троне. Если перенести этот процесс в рамки нашей волшебной сказки, то Рыцарем окажется персонаж, который добивается руки Королевы и занимается с ней любовью, а Королем — тот самый тип, который после этого поворачивается к стенке и засыпает. Кроули рассудил, что более активный и мужественный образ Рыцаря лучше подходит для придворной карты, символизирующей букву Йод из Йод-Хе-Вав-Хе.
Раз уж мы затронули вопрос о сексуальности в картах Таро и раз уж я пообещал кратко изложить всю информацию, которая пригодится вам для изучения Таро Тота, мне ничего не остается, как уделить немного внимания еще одной теме, игравшей очень важную роль в магической деятельности Кроули и оказавшей глубокое влияние на самую сущность разработанной им колоды, а именно — теме сексуальной магии.
В «Магии Телемы» говорится:
«Вся магия сексуальна. Вообще, вся жизнь сексуальна. Так или иначе, сексуальность присутствует всегда — явно или скрыто, как цель или как средство, накапливаясь или высвобождаясь. Католическая месса — пантомима полового акта точно в такой же степени, что и “Великий Обряд” ведьм. Вопрос только в том, что именно символизирует секс в данном конкретном случае» .
Что приходит вам на ум, когда вы слышите выражение «сексуальная магия»? Возможно, вам представляются оргии, участники которых, нарядившись в причудливые костюмы и бормоча зловещие заклинания, предаются всевозможным половым извращениям друг с другом и со всякими другими объектами, включая и неодушевленные? Или, может быть, воображение рисует вам какого-нибудь черного мага и его прислужников, которые творят насилие над невинными жертвами, призывая злых духов? А, быть может, вы даже надеетесь вступить в какую-нибудь секту приверженцев сексуальной магии, где найдете добровольных и на все готовых сексуальных партнеров, которые не потребуют от вас ни ума, ни привлекательности, ни обаяния, ни элементарных навыков общения. Ну что ж, мечтать не вредно!
Вот уже почти тридцать лет я остаюсь действующим членом и служителем одного из магических обществ, основанных Алистером Кроули, — Ordo Templi Orientis (Храма Восточных Тамплиеров), или O.T.O. O.T.O. — крупнейший в мире орден телемитов. Это братство и религиозная организация, проводящая церемонии посвящения в степени и различные общественные мероприятия. Однако с магической точки зрения этот орден существует главным образом для хранения и передачи одной магической тайны, потенциально весьма могущественной. Структура степеней ордена рассчитана на то, чтобы должным образом подготовить наиболее серьезных и упорных соискателей и вручить им средства для постижения этой тайны и ее безопасного и эффективного использования. Эта высшая тайна представляет собой особую технику сексуальной магии. Члены Верховного Святилища Гнозиса (посвященные девятой степени ордена) оберегают ее как святыню, и каждый из них обязуется использовать ее в целях своего духовного развития.
Понимаю, что некоторые из вас будут весьма разочарованы, когда я скажу, что ни в одном посвятительном ритуале O.T.O. и ни на одной из официальных церемоний ордена, как общественных, так и закрытых, не происходит ровным счетом ничего, хотя бы отдаленно похожего на вышеописанные сцены эротических излишеств, которые рисует кое-кому неуемная фантазия. Орден не подглядывает в дневники своих членов, не контролирует их магическую и половую жизнь и не покушается на их тела. Одним словом, в O.T.O. вы можете лишь изучить принципы сексуальной магии, но воплощать их на деле вам придется самостоятельно.
Но, спросите вы, если даже крупнейшая в мире организация последователей сексуальной магии не устраивает никаких оргий, то что же это вообще такое — сексуальная магия? Мой друг Дональд Майкл Крэйг дал ей превосходное определение: «Это совокупность методов, служащих для обуздания энергий, которые пробуждаются в ходе сексуальной активности, и для перенаправления их на исполнение желаний, к которым стремятся люди, занимающиеся сексуальной магией» [13].
Ключевое слово в этом определении — «желания». То, чего желает маг, обозначается специальным термином: «цель операции». Именно желанием определяется разница между недальновидной попыткой околдовать соседскую корову и достижением полного духовного освобождения. Все эти рассуждения я включил в данную главу по той причине, что предметом самого страстного желания для мага должен являться его Священный Ангел-Хранитель. Ничего удивительного, что опыт познания и собеседования со Священным Ангелом-Хранителем многие описывают как в высшей степени сексуальное переживание.
Блаженство оргазма знакомо почти всем. В этот экстатический миг наше «я» растворяется, подобно сознанию Короля и Королевы из нашей волшебной сказки. В это вневременное мгновение исчезают все различия между вами и всем прочим, что существует во вселенной, — включая (потенциально) и цель операции (ваше заветное желание). Работая, как тренированный йог, с силами и энергиями, ведущими к этому вневременному мгновению, человек может в буквальном смысле слиться воедино с объектом своего желания, затем выносить его и, в конце концов, родить на свет. Понимаете? Это специальная магическая техника высочайшего порядка, не имеющая ничего общего со сладострастными забавами сексуальных сект или клубов.
Человеческая сексуальность — всего лишь одно, и притом очень узкое, из бесчисленных проявлений этой сексуальной алхимии. Формула последней поистине универсальна, а принципы действуют на всех уровнях бытия. Это и есть та магия, что превращает энергию в материю, солнечный свет — в золото, а человека — в Бога.