Джеральд Гарднер - ученик Кроули
также у Гарднера была немаленькая степень посвящения в ОТО за то, что он сам дошёл до тайн сексуальной магии, отсюда в его Книге теней различные вещи как - "одетые в небо"
Его книгу изменили и убрали тексты, напоминающие Книгу Закона Кроули.
Гарднерианская викка
названа так в честь ее основоположника, Джеральда Б. Гарднера.
Гарднерианская Викка - это матриархальная, матрилинейная традиция, которая основывается на полярности мужского и женского начал, почитает и поклоняется Великой Матери и ее супругу, Рогатому Богу. К владычеству Великой Матери относят жизнь и настоящий мир, а к ведению Рогатого Бога - смерть и потусторонний мир. Также, при надобности, гарднерианцы могут исполнять ритуалы, обращенные к другим богам.
Особенности
В сущности Гарднерианской Викки лежит утверждение ценности жизни, неизбежности смерти, и обещание перевоплощения после того, как эта жизнь закончится. Здесь видят и принимают нескончаемый цикл рождений, смерти и перерождений всего окружающего и нас самих. Верховная Жрица представляет в общине Великую Богиню, Верховный Жрец - Рогатого Бога.
Как и в любой другой неоязыческой традиции здесь почитается природа, поскольку человек, как все живые твари является частью ее. Как и в большинстве викканских традиций здесь провдится восемь шабашей, приуроченных к основным сезонным праздникам.
«Если это не причиняет вреда, делай то, что ты желаешь»(«If it harms none, do what you will») - этический постулат гарднерианской религии. Собственно, это смягченный до потери смысла постулат Кроули «Do what thou wilt shall be the whole of the Law» («Делай, что ты желаешь - таков да будет весь Закон»). По Кроули можно делать все, что согласуется с Законом, с Истинным Желанием вселенной. И это закон никакой не моральный и не этический. Просто :) инерция желания вселенной. Если желание мага ему соответствует, то у него все получается, если идет вразрез - то не получается ничего, или маг тратит уйму сил впустую (что вредно). Но естественно, ведьмы, в том числе и гарднерианки успешно обходят вышенаписанный постулат Гарднера.
Гарднерианки поклоняются Богине в ее испостаси Великой Матери, хотя облики Девы и Старухи тоже ими принимаются. Рогатый бог для них, как уже говорилось - бог охоты, смерти и магии. Каждая община называет их собственным особым именем. Все ритуалы, включают символический Великий Ритуал (сейчас общий для многих языческих традиций ритуал освящения вина) в который входит церемониальное погружение кинжала атаме (athame) в чашу. Чаша затем обносится по кругу.
Гарднерианское колдовство основывается исключительно на соборных мероприятиях и инициациях. Мужчину должна инициировать (посвящать) женщина, то есть сама Верховная Жрица, а женщину должен инициировать мужчина, то есть Верховный Жрец. Это называется — «cross-gender initiation». Самоинициация не практикуется и одиночная практика крайне редка, этим ограничиваются разве что "ушедшие на покой" от общественной жизни гарднерианки высших рангов.
Инициации проводятся по "Книги Теней" Гарднера. Существуют три степени посвящения в этой традиции. Обычный минимальный срок между инициацией и последующим «повышением» в степень - год и один день. Но во многих собраниях (covens) практикуются более длинные сроки между посвящением и дальнейшим получением степени для изучения необходимых техник. В гарднерианской традиции инициация является поворотным пунктом в жизни инициируемого, безвозвратно меняя всю его жизнь. И поделать с этим "человеческими" способами ничего уже нельзя.
Общины (covens) полностью автономны. Каждая община управляется управляется своей Верховной Жрицей (High Priestess), с помощью и советами Старейшин (Elders) общины. В любом случае окончательное решение остается за Верховной Жрицей, даже тогда, если по некоторым вопросам она и делит власть с Верховным Жрецом (High Priest) и Старейшинами. В некоторых случаях Верховная Жрица может оставаться единственным лидером общины, без своего Верховного Жреца, однако же партнерство обоих полов и в таких случаях остается более предпочтительным.
Гарднерианские общины работают обычно без одежд, то есть нагишом — «одетыми в небо» — «skyclad». Это одна из их особенностей. «Так завещал великий Джеральд». Поэтому существует немало двусмысленных шуток на этот счет, что-нибудь вроде того: «Хотите я вам покажу сегодня вечером мою новую мантию?».
Гарднер был основателем нудистских лагерей в Англии. Гарднерианцы считают, что совершая обряды нагими, они становятся ближе к природе и равными между собой. (Тут интересно, что Александр Сандерс, основоположник александрийской традиции считал иначе.)
Еще одной особенностю гарднерианских общин является ритуальное очищение - несильная порка участников общины веревкой в знако очищения и символического страдания. Эта практика была отменена в американских гарднерианских общинах ведьм.
Работа в общине охватывает всех ее участников. Каждый посвящен по-своему и потому здесь нет каких-либо наблюдателей, «особых собраний» или своего «духовенства». Гарднерианские обряды проводятся исключительно внутри магического круга, намеренно и тщательно созданного по классическим канонам. Традиционно в общинах практикуется исцеляющая магия. Никакие «злые» заклятья не должны слетать с уст гарднеринских викк. Это бы шло вразрез с их поклонением своим богам.
Гарднер весьма одобрял половые сношения между Верховной Жрицей и Верховным Жрецом. Но такой половой акт, обычно называемый Великий Ритуал, с 80-х годов исполняется чаще всего символически, то есть погружением кинжала в чашу. Но многие ведьмы практикуют и сексуальную тантристскую магию. В гарднерианстве также занимаются теургией, магией с призыванием духов элементов и разных божественных сущностей.
Гарднерианство, как ни странно, довольно похоже на масонство, некоторые входят и туда, и туда. (Ну, Гарднер сам был членом масонского ордена, потому неудивительно.) То, что происходит внутри круга сохраняется втайне всеми тем, кто в этом круге присутствует. Наконец, гарднерианцы (и -ки :) берут себе магические имена именно для использования в своих обрядах и нигде больше, в то же время «мирские» имена на таких сборищах жестоко запрещены. Вне магического круга, в повседневном общении, к Верховной Жрице общины ее участники могут обращаться как «Моя Госпожа» («My Lady») или «Госпожа такая-то» в третьем лице когда о ней идет речь в разговоре между участниками общины. Но это характерно в основном для американских последователей Гарднерианской Викки, в Англии, например, подобные обращения к Верховной Жрице не практикуются. Но зато, в отличие от некоторых других викканских течений, в Гарднерианской Викке НИКОГДА не используется обращение Господин («Lord») по отношению к Верховному Жрецу.
Эффективная запись и подтверждение гарднерианских инициальных линий облегчается благодаря содержанию и ведению записей посвящений некоторыми Старейшинами. Каждый участник гарднерианской общины может проследить свою инициальную линию вплоть до Джеральда Гарднера и Леди Олуэн, его Верховной Жрицы. Для краткости эти линии обычно документированы как потомственные линии только Верховных Жриц, без включения туда Верховных Жрецов. Эти инициальные линии не секрет, но они распространяются в основном только для внутреннего пользования, а не для широкой публики.
Гарднерианцы используют примерно стандартную Книгу Теней (Book of Shadows), которая содержит в себе ритуалы, передающиеся из поколения в поколение, дополняемые комментариями и другими ритуалами, которые обычно подписываются и датируются их авторами. Эта Традиция старается быть живой и гибкой и в ней стараются поддерживать творческую работу участников, одновременно сохраняя традицию для потомков.
В США Гарднерианская традиция была принесена в 60-е годы Раймондом и Розмари Бакленд, англичанами, посвященными в Ремесло в 1963 году верховной жрицей Гарднера, Леди Олуэн. Бакленды переехали в Штаты и учредили общину ведьм и музей на Лонг Айленд. После их развода в 1973 году община была тоже разделена.
Многие гарднерианские общины в Америке претендуют на то, что в их Книге Теней есть неопубликованные материалы самого Гарднера. Но если это и так, то это могут быть только те ритуалы и записи, которые составлены Гарденром после ухода из его общины Дорин Валиенте, с которой он в основном и работал. Собственно, это одна из разборок между английскими гарднерианскими общинами и американскими.
Множество посвященных (инициируемых) вручную копируют всю или части Книги Теней своего учителя для того, чтобы получше со всем этим ознакомиться. Переписывание текстов — обычнейшее занятие для участников общины. Часто оно сопровождается комментариями учителя. Подлинные Книги Теней не могут быть куплены или добыты каким-либо иным образом если претендент на нее не получил посвящения в гарднерианской традиции.
Многие считают гарднерианскую традицию слишком жесткой и негибкой. Слишком много повторений и переписываний, одних и тех же одинаковых ритуалов. Составление ритуалов для них часто является лишь обязательным условием для достижения очередной степени. Скажем, для получения 2-й степени, например,может быть необходимо написать свой обряд для очередного собрания и провести его.
Некоторые потешаются над завесой секретности, которой окружают свои ритуалы гарднерианцы. Но в общем тут нет ничего смешного: лучше чего-то не сказать, чем сказать лишнее. Кому надо — тот узнает.
Деньги никогда не взимаются ни за обучение, ни за посвящение, ни за любую другую магическую работу. Некоторые Верховные жрицы собирают небольшие суммы для проведения общинных ритуалов: на свечи, вино, благовония и др.