Детская магия
Вряд ли найдется человек, который в детстве хотя бы раз не участвовал или хотя бы не слышал о вызывании «пиковой дамы», «красного, синего или карандашного» гномика и т.д.
Что же происходит в этом случае?
Являются ли «появления», описываемые детьми, лишь плодом их воображения?
[size]
Первооткрывателем этого жанра выступил А.Л. Топорков, записавший в 1980—1984 гг. рассказы о Пиковой даме и ее вызываниях, и опубликовавший в 1992 году статью об этом жанре. А.Л. Топорков полагает, что «значительную популярность Пиковая дама обрела только во второй половине 1970-х годов, прежде всего в результате ее вызывания при помощи зеркала», поскольку «от долгого, напряженного всматривания в зеркало у участников вызывания, естественно, возникают зрительные галлюцинации». Об обстоятельствах, целях и возрастном составе участников вызывания автор пишет следующее: «Вызывают как правило в темном месте... чтобы задать какие-нибудь вопросы и просто пережить чувство страха... В вызывании участвуют в основном дети школьного возраста..."
[/size]
[size]
В вызываниях гномиков применяются нитка («обвязали ножки стола нитками, то есть по кругу, на середине нитки привязали конфету...») и зеркало («взяли зеркало, зубной пастой его намазали и положили его в темное место, сами спрятались за шкаф... вышли, достали зеркало, там оказались следы гномика (следы от мизинцев) »). Часто гномики вызываются с помощью еды — конфет, печенья, хлеба. Для вызывания особой разновидности гномика — гномика-сладкоежки — нужны, как правило, только конфеты. Иногда кладутся фантики «от конфет повкусней» и ожидается, что вместо фантиков появятся конфеты.
При этом дети прекрасно понимают опасность этих экспериментов, хотя само ощущение опасности у них смазано: «Если она придет, то у нее можно будет спросить свое будущее, а если ты ей не понравишься, то она тебя задушит. У нее большие когти, и она проткнет тебе шею», «Нарисовать на зеркале лестницу и поставить рядом с лестницей точку. Около зеркала поставить стакан с водой и положить кусок хлеба. Произнести цифру 666 несколько раз перед зеркалом и лечь спать. Ночью к вам придет Пиковая дама и задушит вас». и т.п.
[/size]
[size]
Пространство «вызываний» обязательно связано со временем. Важно, что точное время, необходимое для «вызываний», чаще всего не фиксируется (как и с мифологическими персонажами из фольклора взрослых, где обязательно фиксируется пороговое время — полночь, полдень), хотя можно определить несколько особенностей: днем можно вызывать и «злых», и «добрых» персонажей, но считается, что вызывать «злых» персонажей лучше ночью, тогда они точно «придут» (в данном случае можно сказать, что вся ночь, не только «12 часов» (такое обозначение временной границы сохранилось, например, в страшилках), мыслится детьми как «пороговое» время. Более того, появление мифологического персонажа обусловлено не ночным временем, а скорее темнотой этого времени суток, отсюда возможность моделирования «ночного мира», когда «вызывание» происходит при выключенном свете или в темных помещениях.
Еще одно условие, необходимое для появления мифологического персонажа в нашем мире — отсутствие взрослых, так как взрослые связаны с «безопасным» упорядоченным миром, взаимодействие с миром «иным» в их присутствии невозможно. Появление взрослых разрушает ситуацию соприкосновения двух миров.
[/size]
[size]
Три вопроса нуждаются в прояснении: 1) Почему дети это делают; 2) Почему у них получается; 3)Кто к ним приходит?
Ответ на третий вопрос поможет ответить и на первые два.
Бытует поверье, что если младенец смеется во сне, значит, с ним играет Лилит. Младенца надо немедленно разбудить, иначе она может замучить его до смерти. XVIII веке было распространено во многих культурах защищать молодых матерей и их младенцев амулетами против Лилит. Младенцы мужского пола были уязвимы в первую неделю жизни, девочки — в первые три недели. Иногда вокруг лежащего в постели рисовали магический круг с заклинанием, в которое были вписаны имена трех ангелов (Санви, Сансанви, Семангелоф), Адама и Евы и слова, «загораживающие Лилит» или «защищающие новорожденного младенца от всяческого вреда». Иногда амулеты с такими письменами помещали во все углы и по всей спальне.
[/size]
[size]
Первое упоминание о Лилит относится к свиткам Мертвого моря. В еврейской демонологии Лилит — главная фигура, о ней упоминается в 700 году до н.э. в книге Исайи. Встречается оно и в неканонических церковных текстах. В канонической Библии — первоисточнике на арамейском, можно встретить упоминание о коварном демоническом творении в виде женщины или птицы, появляющейся только ночью, по имени Лилит. Так как текст Ветхого завета был переписан, то история Лилит была изъята с этих страниц. По официальной версии Ветхого завета первыми людьми были Адам и Ева. Ева стала женой Адама, они вкусили запретный плод и были изгнаны из рая. Но из текстов, запрещенных церковью, — древнееврейских текстов, свитков Мертвого моря, Талмуда и даже некоторых измененных Евангелий можно узнать другую версию. Ева была второй женой Адама, и до нее он уже успел «вкусить запретный плод». Со своей первой женой Лилит. Согласно Еврейской Традиции, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж есть и в арабских мифах). В Междуречье такое имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами (упоминаются также и мужчины «лилу»).
В семитских языках, в частности в иврите, это слово — прилагательное женского рода «ночная» (например «демама лейлит» (דממה לילית) — ночная тишь). Иногда подобные прилагательные используются как женские имена. Согласно другому воззрению, это имя происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак).
В средневековой Европе она часто изображается как жена, любовница или бабка Сатаны. В конце XVII века ее описывали как зловещую сову, днем слепую, которая сосет кровь из груди или пупков маленьких детей или из козьего вымени.
В древних культурах взросление происходило одновременно с развитием рассудка, поэтому уже маленькие (по современным меркам) дети находились под надежной защитой.
В новое время период инфантилизма затягивается, поэтому ребенок остается связаным с миром духов достаточно долго. Настолько долго, что оказывается способен призывать этих духов в наш мир.
[/size]
[size]
Итак, с точки зрения классического магического мифа, мы можем ответить на поставленные вопросы:
1) Дети чувствуют тягу к невидимому миру, связь с которым у них еще достаточно прочна. Не имея еще Тела желаний, перераспределяющего энергию, и, вместе с тем, имея Тело Жизни, дети могут быть легкой добычей для любых демонических существ. Эти существа, конечно, придумали массу способов подтолкнуть детей к открыванию Завесы; 2) Именно в силу отсутствия всех уплотняющих проводников дети (как и глубокие старики) находятся в тесной связи с Элементами (которые ошибочно называют «низшим астралом»), поэтому могут относительно легко осуществить переход и перевод элементария в плотный мир; Понятно, что наиболее успешными являются именно вызывания, произведенные детьми с имеющимся Телом Жизни, но еще без Тела Желаний, то есть между 6 и 14 годами. 3) именно детская энергия легко доступна для демонических существ. Особенно это справедливо для некрещеных детей, не имеющих защиты Христианского Эгрегора. В языческое время такую защиту представляли амулеты и заклинания, а также целая череда посвящений, через которые проходил взрослеющий ребенок.
[/size]
[size]
автор Энмеркар[/size]