Зависть – не в радость
Если не хочешь страдать, не будь завистливым.
Унсур аль-Маали Кей Кавус
Зависть это целый комплекс негативных эмоций, вызванных удачливостью, благополучием или превосходством других людей и зачастую сопровождающихся желанием иметь все это в своей жизни или, как минимум, лишить «везунчика» его «несправедливо» обретенных благ. При этом большинство завидующих подсознательно считают себя «проигравшими неудачниками», а объект своей зависти – «победителями».
Помните поговорку «Победителей не судят»? В случае с завистью – это вовсе не так: «победителей» судят, да еще как! Кто же выступает в качестве судей? И главное, почему это чувство – зависти (часто звучащее как «внутренний голос справедливости») – возникает и порабощает сознание человека, обрекая его на душевные муки. А ведь это именно муки, потому что зависть (в большинстве своем) чувство очень тяжелое и камня на камне не оставляющее от спокойного, легкого и здравомысленного состояния.
Когда это чувство приходит к нам в гости (особенно заручившись поддержкой гипертрофированного чувства справедливости), полноценная и адекватная деятельность нашего разума оказывается в состоянии нокдауна (или, что еще хуже, нокаута)… В такие моменты никакие доводы разума уже не действуют, а психику заполняют исключительно эмоции, причем только негативные. Они-то и становятся полноправными хозяевами души человека.
говоря о зависти, мы часто разделяем ее на «белую» и «черную».
Первая, при этом, предполагает позитивное отношение к другим и желание добиться в своей жизни такого же успеха. Она не отключает способность человека к конструктивному разумному мышлению и сохраняет за ним осмысленный выбор, кому и чему стоит завидовать, а кому нет.
А вот другую форму зависти стоит рассмотреть подробнее.
«Казнить нельзя помиловать». А судьи кто?
Итак, кто же (точнее, что же – в нас) в такие моменты берет на себя функцию судьи и (по совместительству) — палача? И почему такое с нами случается?
Основным отличием чувства зависти (наряду с чувством ненависти) от многих других негативных комплексных эмоций является полное сосредоточение внимания на другом человеке (или людях) и полное «забывание» о себе, но не ведущее при этом к положительным эмоциям «альтруистического просветления», а вызывающих лишь негатив (негативное самозабвение).
Даже сами слова указывают на специфическую зависимость от чего-то, что нам не принадлежит: «завидовать» — «видеть за кого-то» и «зависть» — «зависеть».
Прежде чем зрить в корень, надо его узреть…
У зависти много корней, но все они берут свое начало (каким бы странным это ни казалось) в чувстве принадлежности человека к обществу и самое главное – во взгляде на себя только лишь сквозь призму этой принадлежности. Иными словами, в той форме самотождественности, которая базируется исключительно на ощущении себя в качестве элемента системы, и забвении себя в качестве самостоятельной и самодостаточной свободной Сущности. Своего рода растворение духовного ядра в матрице социального организма. Это сложный социально-психологический коктейль из разных ингредиентов, среди которых можно выделить восемь основных и ни один из которых не существует вне матрицы социальных взаимоотношений.
1. Неадекватное представление о равенстве
Чувство «равенства», основанное на подмене понятий «потенциальных возможностей» и «реальных способностей». Человек может осознанно или подсознательно считать, что все люди потенциально равны, а значит и должны получать от жизни примерно одинаково. При этом то, что находится в области «сырого» потенциала личности приравнивается к тому, что является результатом реализации этого потенциала.
Например, человека может особенно возмущать и раздражать успех людей, стоящих «на одной иерархической ступеньке» с ним.
2. Гипертрофированное чувство справедливости
Зависть — это своего рода, гипертрофированное чувство справедливости: «Все должны получать по заслугам!» или «Все в этой жизни должно быть честно!». При этом предполагается, что мы как никто знаем, насколько «действительно заслуженными» являются чьи-то результаты и в чем заключается высшая справедливость.
Например, смириться с тем, что человек стал миллионером, работая «не покладая рук и не смыкая очей» в течение многих лет, мы можем, а вот считать «справедливым» факт внезапно разбогатевшего бомжа или успех «новоявленного Остапа Бендера» — это уже посложнее. При этом сами-то мы не прочь совершить «внезапный квантовый скачок к богатству» — и это было бы справедливо!
К чему приводит такое отношение к происходящему?
С возрастом люди, лелеявшие свое чувство гипертрофированной справедливости и питавшие ним чувство зависти, довольно «гармонично» начинают чувствовать себя в амплуа мучеников. Они пытаются заставить других чувствовать себя виноватыми, а одним из главных своих богатств считают собственный высокопробный «золотой нимб».
3. Негативное отношение к богатству и успеху
Здесь диапазон психологических шаблонов варьируется от априорного «деньги – зло» (когда деньгам как таковым присваивается статус «демонической силы») до уверенности в аморальности «излишнего» богатства и роскоши. В данном случае мы можем иметь дело с завистью в ее скрытом виде, которая может проявляться в виде агрессивной этики. Этические установки, сформированные в детстве (например, «трудом праведным не построишь палат каменных» или «огромное состояние невозможно получить честным путем») дают о себе знать впоследствии, вызывая чувство раздражения от успеха и богатства других.
4. Обида на судьбу
Это чувство является результирующим вектором искаженного понимания равенства и справедливости, а также излишней веры во всемогущую власть судьбы и недостаточной веры в собственные силы.
Человеку может казаться, что Фортуна, по какой-то непонятной («несправедливой») причине невзлюбила его, а те, кого она «взлюбила» — вовсе не заслуживают этого.
5. Заниженная самооценка
Зависть, коренящаяся в заниженной самооценке, свидетельствует об отсутствии у человека любви к себе и веры в собственные силы. В результате человеку кажется, что другие люди наделены качествами, которые не представляется возможным развить у себя, именно поэтому они являются более успешными, сильными и удачливыми, хотя в действительности это может быть совсем не так. В данном случае зависть является одним из элементов, из которых состоит «комплекс неполноценности» человека и поддерживает этот комплекс каждый раз, когда человек испытывает это – унижающее его достоинство – негативное чувство.
6. Негативное отношение к другим людям
Связано с наличием базового страха перед другими и заниженной самооценкой. Те, кто испытывает зависть по этой причине, не в состоянии доверять другим (тем более испытывать радость от чужих успехов). Такое отношение связано с неприятием себя и может быть вызвано как воспитанием, полученным в детстве и юности, так и опытом жизненных неудач, приведших к разочарованию и горечи, и сформировавшими состояние обиды на весь мир. Обида очень легко может переходить в ненависть и вызывать чувство зависти, но, при этом, никогда не ведет к уверенности в себе и не способствует выигрышной стратегии в жизненных коллизиях. Окружающие люди очень хорошо чувствуют отношение к себе со стороны завистника и начинают относиться к нему оппозиционно. Возникает замкнутый круг, выходом из которого является способность видеть в людях позитивные качества.
7. Ревность
Ревность связана с чувством собственности (обладания) и контроля над «обладаемым имуществом». «Это все мое и принадлежит только мне и никому больше, поэтому должно подчиняться только мне», — говорит ревность. «Если кто-то имеет то же самое или лучшее – это «непорядок» (угроза моей самооценке)», — вторит ей зависть.
8. Неспособность извлекать пользу из неудач и поражений
Отношение к неудачам и поражениям как к проклятию и «жизненному фиаско» вместо того, чтобы воспринимать их в качестве вызова к новым свершениям и расширению жизненных горизонтов, рождает слишком серьезное отношение к происходящему и блокирует способность испытывать радость от самого жизненного процесса. Зачастую отношение к событиям жизни как к камням, которые нужно ворочать и прилагать непомерные усилия, перетаскивая их с места на место, рождает в душе зависть к тем, кто может относиться к жизни как к игре и живет легко и непринужденно.