Что такое «карты Ленорман»?Когда говорят о «картах Ленорман», обычно имеют в виду «малую колоду Ленорман» (о «большой колоде» будет сказано ниже). Это колода из 36 карт с простыми рисунками, изначально созданная для настольной игры, а сейчас используемая для прорицания и гадания.
Насколько нам известно, знаменитая парижская гадалка мадемуазель Мария Анна Аделаида Ленорман (1772–1843) именно такой колодой не пользовалась. Ее имя связали с этими картами лишь после ее смерти.
Сама же колода была создана в Нюрнберге (Германия) Иоганном Каспаром Гехтелем (1771–1799) и впервые издана в 1800 году под названием «Игра надежды» (Das Spiel der Hofnung). Семья Гехтелей владела несколькими медными мануфактурами. Кроме меди, которая использовалась, в частности, для изготовления музыкальных инструментов, в Нюрнберге в те времена производили игрушки и игральные карты. Этим-то бизнесом и занимался И. К. Гехтель. Кроме «Игры надежды», о которой мы много будем говорить в этой книге, он создал
две «воспитательные игры» и настольную игру под названием «Пандора». Хотя в Нюрнберге в годы жизни Гехтеля существовало общество розенкрейцеров и алхимиков, никаких сведений о том, увлекался ли он метафизикой, до нас не дошло.
Рис. 1. Оригинальные карты "Игра надежды"
Иоганна Каспара Гехтеля. Нюрнберг, ок. 1800
«Игра надежды» состояла, как мы уже сказали, из 36 карт с рисунками. Их раскладывали квадратом 6 × 6. Получалось игровое поле, по которому игроки передвигали фишки, поочередно бросая две стандартные игральные кости. К картам прилагался листок с инструкцией, которую мы подробно пересказываем в Приложении. Это была обычная настольная игра типа «Змей и лестниц», знакомая всем нам с детства.
В середине XIX столетия другие картопечатники в Германии додумались издать такие же карты, как в «Игре надежды», в качестве «Гадальных карт мадемуазель Ленорман». Таких колод было много, и их издатели просто паразитировали на популярности недавно умершей французской «сивиллы». Это все равно что мы бы сейчас взяли игру «Монополия» (изначальное название которой — «Игра землевладельцев»), превратили ее в прорицательную систему в виде колоды карт и назвали «Гадальными картами Алистера Кроули». Мы бы использовали его имя, поскольку он хорошо известен (и в том числе скандально известен, что в данном случае играет нам на руку), был связан с оккультизмом (что важно для продвижения «эзотерического» продукта) и уже умер (то есть не предъявит нам претензий). И если бы мы сделали это до начала нынешней информационной эры, никто бы даже не узнал, что Кроули никогда не играл в «Монополию».
А лет через двести большинство пользователей верили бы в то, что легендарный маг действительно использовал эту колоду для своих ритуалов и прорицания. Пожалуй, со временем начались бы даже яростные споры об «истинных» каббалистических соответствиях двадцати двух «карт районов»…
Так или иначе, этот набор образов, который теперь принято называть «картами Ленорман», попал в широкий эволюционный поток Таро и гадальных карт. Он породил несколько мутаций — в частности, так называемые «цыганские гадальные карты». В таких колодах-вариациях многие карты такие же, как в колоде Ленорман, а другие — нестандартные. Разным может быть и количество карт (в классической же колоде Ленорман их всегда 36). На рисунках 2 и 3 мы приводим примеры ранних немецких колод Ленорман. Первая из них содержит нестандартную карту Бабочка.
Рис. 2. Старинные карты Ленорман (автор неизвестен)
Рис. 3. Старинные карты Ленорман,
издатель Бернард Дондорф
(Франкфурт, 1878)
Сейчас уже трудно установить, какими именно картами и методами пользовалась сама мадемуазель Ленорман, но у нас есть кое-какие идеи. Возможно, у знаменитой парижской гадалки и была колода «Игра надежды», если ей приходилось путешествовать из Парижа в
Нюрнберг, но вряд ли именно по этим картам она гадала. В своей книге «Пророческие воспоминания сивиллы о тайных причинах ее ареста» (1814) Ленорман в основном занимается саморекламой. Она подробно описывает свои многочисленные скандальные
выходки и знакомства со знаменитостями, так что поневоле начинаешь думать о ней как о Пэрис Хилтон того времени. О своих же картомантических занятиях мадемуазель почти ничего не сообщает. Ее современники упоминали Тота и «странные фигуры» на картах. А сама Ленорман больше рассказывает о «сверкающем зеркале», «тридцати трех греческих палочках» и всяческих гримуарах, магических жезлах и талисманах. О Таро в книге вообще не упоминается.
Рис. 4. Портрет мадемуазель Ленорман
Рис. 5. Сеанс гадания у мадемуазель Ленорман
В своей книге 1817 года «Пророчества сивиллы» Ленорман уже чуть больше сообщает о своей методологии гадания на картах. Очевидно, она пользовалась колодой для игры в пикет (из 32 карт), которая тогда была в ходу во Франции. В книге встречаются и значения отдельных сочетаний карт, например: «Король пик с восьмеркой бубен означает, что искусный мужчина предпринял попытки остановить, насколько это возможно, развитие болезни». Упоминаются также «78 карт Таро (tharot)», cреди которых — Дурак, Дьявол и Смерть. Интересно, что знаменитого парижского прорицателя Эттейлу (1738–1791), основателя традиции гадания как по картам Таро, так и по картам для пикета, Ленорман не упоминает в своих объемных писаниях вообще ни разу!
Первые картомантические колоды, использующие имя мадемуазель Ленорман, появились лишь в 1845 году, через два года после смерти «сивиллы», в Германии. Впоследствии они распространились и в других странах Европы, в том числе во Франции, но, что интересно, именно на родине гадалки они поначалу были не очень-то популярны. Получившие собирательное название «малая колода Ленорман», все эти колоды используют те же сюжеты рисунков, что и «Игра надежды» Гехтеля. Нумерация карт иногда может отличаться от гехтелевского стандарта. Как правило, но не всегда, в верхней части карт изображаются уменьшенные игральные карты с французскими мастями (на картах Гехтеля изображены и французские, и немецкие масти). На одной старинной немецкой колоде вместо уменьшенных игральных карт изображены алхимические символы. В одной из колод Бернарда Дондорфа, которая будет использоваться в нашей книге для иллюстрации раскладов, вместо игральных карт вставлены краткие стихотворения, указывающие на прорицательные значения
Рис. 6. Карты Дондорфа. Более современная версия
В том же 1845 году во Франции предприимчивый картоиздатель Гримо выпустил «Большую колоду Ленорман» (Grand Jeu Lenormand) из 54 карт с многочисленными астрологическими, мифологическими, каббалистическими и прочими символическими образами, не имеющими совершенно ничего общего с картинками «малой колоды».
Итак, мы разобрались с тем, что такое «карты Ленорман». Мы выяснили, что они не имеют прямого отношения к знаменитой французской прорицательнице и были созданы в середине 1840-х годов в Германии, а самая старинная сохранившаяся колода (очевидно, прототип), «Игра надежды», была придумана и напечатана нюрнбержцем Иоганном Каспаром Гехтелем на рубеже XVIII и XIX столетий как настольная игра. Давайте теперь поговорим об исторических корнях этой игры.